Рады приветствовать на нашем форуме, новичков, любителей и профессиональных заводчиков. Приятного общения.

АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.07 04:04. Заголовок: Сакральная значимость собаки в культуре народов Азии.


В древнем Египте, когда от нестерпимой жары наступала засуха, как по волшебству приходила большая вода, разлив Нила. Обычно наводнение приходилось на 19-е число 7-го месяца. Это время, когда на рассвете, перед восходом солнца на оранжевом небосклоне вместе с последними лучами появлялась звезда Софис (егип.) – Сириус (греч.) - Хохдэй мэргэн (монг). Для населения Египта это означало наступление Нового года и начало празднования разлива Нила.
Появление звезды Хохдэй мэргэн и ее связь с наводнением, случавшееся ровно через 365 дней в течение многих веков, как неизменное явление, послужило толчком к созданию Юлианского календаря – основы современного летоисчисления.
Период сияния на небосклоне Собачьей звезды Хохдэй мэргэн, - это 7, 8 и начало 9-го месяца, - древние римляне называли «собачьими днями» (Britannica, 2002). Соседство самой яркой звезды увеличивает силу лучей Солнца, доводя до max.
На Западе звезду Хохдэй мэргэн называют Сириус (греч.), в значении «сияющая, блистающая». Российский ученый Щеглов ставит Сириус от арабского «сирай» - сияющая, или же «аль-шира» - открытая дверь, дождливый сезон (Щеглов, 1984.84.).
На латинском языке Собачья звезда – Canis maioris, в значении «созвездие Великой собаки» и альфа звезда, которую монголы называют «созвездие Небесного волка». Его данные: спектр А1, магнитуда 1,5; диаметр в два раза больше солнечного, по сиянию – в 23 раза, находится на расстоянии 8,8 световых лет, - поэтому альфа звезда созвездия Небесного волка является самой яркой звездой.
Собачья звезда Хохдэй мэргэн в культуре народов древнего Египта, Греции и Рима связана с жарким сезоном и разливом Нила.
А монголы наоборот считают ее звездой Холода, стужи. Причина в том, что родина кочевников находится в северных широтах земного шара и находится в противоположной стороне от родины людей вышеназванных стран. Самые длинные ночи в 12-ом и 1-ом месяцах совпадают с самыми большими холодами, и «собачьими (волчьими) свадьбами».
Не случайно звезда Хохдэй мэргэн находится в созвездии Небесного волка. В этот период, несмотря на ужасный зимний холод, волки собираются многими десятками и ночное небо почти непрестанно озвучивается воем самцов. По времени он совпадает с сиянием «морозных» звезд как «маралы», «обезьяна», «Хохдэй мэргэн». Выше названные «морозные звезды» появляются осенью, исчезают весной, лучше всего видны в зимние месяцы.
Время года делит на теплые и холодные сезоны. Плеяды (обезьяны) появляются в середине 9 месяца, а за ним, будто сопровождая их, друг за другом появляются «3 марала» - Хохдэй мэргэн – Сириус, определяя ночное время. Это знак того, что оканчивается сезон тепла и Плеяды подают знак, примету, что начинается сезон Холода, поскольку они «звезды холода».
(С.Дулам, 1989) Монголы считают эти бесчисленные звезды людьми, жившими на Земле в стародавние времена и потом поднявшиеся жить наверх в Небо. Потому эти мифические герои, совершавшие некие опасные или великие дела, и на Небе продолжают делать их.
Во всех монгольских легендах Хохдэй мэргэн является небесным стрелком, хозяином молнии, и в конечном итоге – главным богатырем космического масштаба. Не случайно на ночном небосклоне после появления «3-х маралов» и «головы косули» (Беллятрикс), преследуя их, почти через 2 часа появляется Хохдэй мэргэн с собаками Асар и Басар. Со времени появления этой легенды – бронзового века – эта охота не окончилась, она продолжается и в наше время.
Как наши предки кочевники своим легендарным героям придали звездный облик?
При ознакомлении с небесной мифологией Запада видно, что контуры своих космических героев составлены из большого количества близ находящихся звезд, поэтому занимают в небесной сфере немалое пространство.
Напротив, наши кочевые предки при составлении контура своих героев выбирают в большинстве случаев одну звезду, оживляя ее, или очеловечивая, что составляет особое отличие.
В древности у монголов собака и волк являлись синонимами. Поскольку волк считается существом великим и монгольским предком, то было принято не называть его прямо (даже табу) – «волк», нужно говорить иносказательно:
- Тэнгэрийн нохой – Небесная собака;
- Хангайн эзэн – Хозяин земли (обитаемой – хангайн);
- Зэрлиг нохой, хээрын нохой – дикая собака и т.д.
Раньше люди старшего поколения соблюдали этот запрет, а сейчас забыли…




Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 118 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]







Сообщение: 16
Откуда: РФ, Улан-Удэ
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.07 16:31. Заголовок: Gloria , за всю инфу..


Gloria , за всю инфу Гран мерси, очень пригодится. Едем дальше.
---...Имеются данные об использовании собак в ритуальных целях. Если брать захоронения людей, то кости домашних животных обнаруживаются во всех «плиточных» могилах эпохи бронзы – раннего железа (от 500 лет до начала н.э.). Это лошадь, крупный и мелкий рогатый скот, собака и, как редкое исключение – дикие животные. Характер расположения костей неясен, так как все могилы были ограблены в древности, что привело к нарушению мест размещения предметов. Лишь в немногих случаях установлено, что поверх могильной кладки укладывались, вероятно, шкуры жертвенных животных вместе с черепами и копытами. Наличие же частей скелетов собак свидетельствует, что они захоранивались целиком и, скорее всего, по центру над перекрывающими плитами [9].
У сменивших «плиточников» хуннов, четко зафиксирован погребальный обряд, связанный с особой ролью в нем собаки. В ряде захоронений Ильмовой пади на юге Забайкалья (от 1000 лет до н.э. до 1000 лет н.э.) обнаружены специальные захоронения собак, трупы которых находились в каменных плитах каморках на перекрытии деревянной срубовой камеры с погребением человека. Учитывая нарушения могил, от которых обычно страдают следы погребальных обрядов, можно предположить, что практика захоронений собак при умершем хозяине была повсеместной, ибо «сопровождение» собакой покойника в загробный мир являлось обычным явлением, по крайней мере, у некоторых групп хуннского населения. Этот обряд перекликается с таким же ухуаньским обрядом сопровождения погребальной процессии живой собакой с последующим ее умерщвлением и захоронением [10]. В «Хоу Ханьшу» сказано, что ухуани на похоронах умершего кормили собаку и лошадь, отвозили на ней покойника в сопровождении собаки. Затем они закалывали животных и хоронили рядом с покойным. При этом они говорили, что поручают собаке умершего охранять душу хозяина при ее возвращении на священную родовую гору Уйшань, от которой «происходил» весь народ(11).
Ухуани жили на территории современной Маньчжурии в период династии Поздняя Хань. Специалисты полагают, что сходство погребальных обрядов между хуннами, ухуань и сяньби являются свидетельством родственности трех соседствующих этнических образований Центральной Азии на рубеже эпох. Но это мнение верно лишь наполовину: выше мы уже рассмотрели, что захоронения собак с умершим хозяином фиксируются в Сибири с позднего палеолита или мезолита, в Китае и в той же Сибири – в неолите, а в Центральной Азии и Забайкалье – в бронзовом веке. О таком же обряде захоронения с лошадью (хойлго) и «четырехглазой» собакой (хойлог) рассказывает в своих краеведческих заметках о Бурятии конца X1X- начала XX века ученый лама, историк, краевед Г.Д. Нацов.
В этом вопросе мы вплотную подходим к тотемическим выражения, о чем скажем далее.


Все, что ни делается, все к лучшему. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 64
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.07 18:09. Заголовок: Ладно, ввязалась- пи..


Ладно, ввязалась- пишу дальше
У жителей Хорезма четырехглазка -дорткузли ит- считалась особенно нечистой и в доме ее не держали
В представлении др индийцев собака сопровождала душу покойника в другой мир - в 17 парване "Махабхараты". , Юдхиштира старейший из пандавов, устав от жизни, отправляется на север, на г Химавант- в иной мир. Его сопровождает собака. Исследователи считают что эта собака- реинкарнация отца Юдхиштира бога Дхарна. Но Индра (другой бог) считает что собака должна остаться в промежуточном мире.
У немцев, ниже небес- находятся " собачьи небеса"- награда для верных собак.
У зороастрийцев о собаке написано много, но только во второй части "Авесты"- "Видевдате" Согласно этому, дом зороастрийца не будет прочно стоять на земле, если там не будет пастуш или домашней собаки. Согласно Авесте собака и человек -единосущие, т.е между ними не делается различия ни при рождении, ни при похоронах. (Сравните- в совр узбекском соб переводится как сущ не одушевленное)
8 фаргард Видевдата полностью посвящен собакам- здесь рассказывается об их породах, болезнях, способах ухода за ними, о пользе, которую они приносят. Здесь же описываются собаки стерегущие Чинвадский мост и вступающие в борьбу за души праведников (Чинвадский мост-переход из одного мира в другой)
Собаки считаются самым любезным творением Ахура-Мазды. В 7 фаргарде описывается церемония "сагдид" - собака должна оглядеть покойника, что бы не допустить к людям Насу- дьяволицу заразы и гниения.
В 15 фаргарде- об обращении с младенцами и щенятами- причем между ними не делается различия.
В 19- о деве, с двумя собаками, переводящими души праведников в рай.
Многие исследователи отмечают, что почитание собаки в СрАзии имело глубоко местные традиции и восходит к древним представлениям о собаке-тотеме. В соответствии с дуальной идеологией народов СрАзии образы животных делятся на две противопоожные фратрии -быка и змеи. Первая ассоциировалась с солнцем, дневным светом, мужским началом, золотом, позже с железом, в нее входили наряду с быком тотемы барана, собаки и лисицы. Со змеиной фратрией связывалались представления о ночи, луне, земле, женском начале. Из металлов сюда относится медь, из животных- змея, конь, волк, козел, олень, ящерицы, лягушки, рыбы. Обе фратрии были связаны с водой, деля свою роль между днем и ночью. (Потом я дам фото дагдана- туркменского нагрудного украшения с тотемами)
Захоронения собак на некрополях раннесредневековой СрАзии имеется на городище Тали-Барзу, Балалык-депе, под Самаркандом, Ток- калы и Миздахкана в Хорезме, на некрополе др Тараза найден хум со штампированным изображением собаки, в Той-Тюбе и Ток -кале голова собаки изображена на крышках оссуариев.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 23
Откуда: РФ, Улан-Удэ
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.07 19:07. Заголовок: Gloria пишет: Захор..


Gloria пишет:

 цитата:
Захоронения собак на некрополях раннесредневековой СрАзии имеется на городище Тали-Барзу,


Что-нибудь сохранилось от собак, где, можно ли списаться или позвонить?

Продолжим.
---...Что касается хуннов, то кости собаки найдены и на поселениях. На Иволгинском городище (2000 назад) в Забайкалье, в основании среднего рва на дне специально вырытой ямки обнаружен череп собаки и имелся, безусловно, ритуальный характер захоронения, связанный с охранными функциями этого животного. В культурном слое за пределами жилых и хозяйственных сооружений многочисленную группу находок составляют кости домашних животных: овца, бык, лошадь, свинья, коза, верблюд, як и собака. По видовому составу археологи (условно) разделили собак на три группы – лайкообразные, крупные волкообразные и догообразные [12]. Все эти находки ждут своих специалистов: зоологов, биологов и генетиков.
Очень интересно пересказывает об отношении к собаке у бурят ученый-этнограф прошлого столетия М.Н. Хангалов.[13]
Собака.
1. Если у собаки конец носа красный, это худо для скота; буряты избегают иметь такую собаку, считают иметь ее за грех; у кого есть такая собака, скот будет пропадать или не будет плодиться.
2. Буряты считают за большой грех держать собаку со стоящими как у волка ушами (по-бурятски хуба шихэтэ). Кто будет держать такую собаку, у того постоянно кто-нибудь в семье будет болеть и даже умрет.
3. Собаку, которая лежит поперек двери, считают хорошею, потому что через нее не может войти в дом нечистый или злой дух. Собаку, которая лежит на спине вверх брюхом, тоже считают хорошею, потому что она во время сна просит у Бурхана счастья для своих хозяев.
4. Если собака вбежит в дом и помочится, это считается хорошею приметою; в семье родится сын или будет прибыль
5. Собаку, выгоняя на улицу, у дверей бить грех; бить веником тоже грех; выгоняя из юрты, прижать собаку дверью – грех.
6.Боханские буряты верят, что совсем черная собака с черным небом во рту не впускает в дом хозяина нечистого или злого духа – он боится такой собаки.
7. По поверью молькинских бурят, есть, так называемые, шаман-собаки (бо-нохо), которые все знают о своих хозяевах, и что случится с ними в будущем, как шаман знает о людях. Если к дому хозяина приходят злые духи, то шаман-собака лает и не пускает их. Есть также ворожея-собака (узэлтэ-нохо); такая собака также знает будущее своих хозяев, как ворожея знает о людях. Ворожея-собака также лает на злых духов и не пускает их в дом; она знает о приезде гостей и лает в ту сторону, откуда они едут. Есть собаки, которые только видят злых духов и лаем не пускают их в дом; другие собаки вовсе не видят духов. Есть худые собаки, которые постоянным лаем приглашают злых духов; особенно та собака худая, которая лает и воет по-волчьи, смотря на северо-восток; она призывает оттуда злых духов; буряты убивают таких собак; если же убить считают грехом, то отдают русским или нанимают кого-нибудь убить. Вообще, убить собаку – большой грех.


Все, что ни делается, все к лучшему. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 68
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 11:19. Заголовок: Раскопы все старые- ..


Раскопы все старые- нынче в СрА не до археологии. Только в Казахстане еще копают :(

Таджикистан, росписи дворца в Бунджикате. 8 в На росписи на троне мужчина и женщина и собаки у трона. Как видите- довольно мощные Сюжет заканчивается изображением волчицы кормящей двух младенцев. Сам сюжет впервые зафиксирован у этруссков в 5 в до н э

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 70
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 14:54. Заголовок: http://i004.radikal...



Это упомянутый выше дагдан- оберег. Первоначально их делали из дерева "каркас кавказский"- по туркменски- дагдан. изображения волков, собак или др по краешкам. (Вообще надо сказать, что волки играли очень большую тотемную роль среди азиатского народа)
Ну, и давайте закончим по зороастризму.
"В пехлевийском комментарии к "Видевдату" сказано: "Здесь были собаки, которые охраняли земные области, и дрругие, которые охраняли 14 небесных сфер"
В одном из поздних зороастрийских источников утверждается, что собак надо кормить и хорошо к ним относиться не только по тому, что они отпугивают диких зверей, воров и демонов, но и потому,что некоторые из них "придут к Чинватскому мосту, что бы помочь душам тех, кто был добр к ним при жизни"
В современном Иране каждый зороастриец считает себя обязанным по крайней мере раз в день покормить собаку, причем еду ей дают первой, перед тем, кк начнут есть люди. Собаке дают не какие нибудь плохие куски или отбросы- напротив, для нее устраивают настоящее угощение из ритуально чистой еды. Три куска освященного хлеба окунают в освященную воду и кладут на дно ритуально чистой металлической чаши. Затем туда же складывают куски освященной пищи и еще куски хлеба, размоченные водой. Затем добавляют запеченные яйца и др. (Сравните, многие здесь говорят о необходимости кормить собак мукой(хлебом) размоченной водой и яйцами- что это, как не отголоски старых обрядов
Жрец или член семьи ставит чашку перед собакой -домашней или бродячей. Пока она ест- он молится, лишь после этого люди приступают к еде. Собака здесь выступает как представитель душ умерших, яйцо символ бессмертия.
Иранские зороастрийцы верят, что взгляд собаки не только отгоняет демонов но и имеет очистительную силу. Поэтому собака присутствует при очистительной церемонии, а так же в церемонии "оглядывания" покойника.
После похорон пишу, предназначенную для покойника дают собаке три раза в день.
У совр зороастрийцев Ирана три дня после смерти родственники на едят мяса и не дают его собаке. На четвертый готовят мясную пищу из 7 внутренностей животного едят сами и дают собаке. Последующие 40 дней собаку кормят обноразово в час смерти покойного.
Согласно поздней зороастрийской легенде пес "Желтые уши" был создан для защиты первочеловека( Адама по нашему) Пес Желтые уши не только охранял первочеловека, но и нес охрану вблизи Чинватского моста. Он так злобно лаял, что демоны пугались и не могли схватить праведников, даже если душа должна была попасть в ад, но в земном мире человек кормил и не обижал собак- пес Желтые уши не давал утащить ее в ад.
У совр зороастрийцев сохранилось представление, что в случае смерти собаки ее надо похоронить как человека.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 66
Откуда: Россия, Новосибирск
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.07 07:27. Заголовок: ОГРОМНОЕ спасибо за ..


ОГРОМНОЕ спасибо за интереснейшую тему!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 146
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.07 08:25. Заголовок: монголка пишет: А э..


монголка пишет:

 цитата:
А это не борзые, здесь (условно) обозначен тип тибетского дога.



Действительно, тибетский дог--условно.У собак на рисунках стоячие уши!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 72
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.07 09:51. Заголовок: булгар-ит пишет: У ..


булгар-ит пишет:

 цитата:
У собак на рисунках стоячие уши

Я думаю это для того чтобы передать экспрессию
Собака наверху лает
Собака внизу гонит верблюдов- у нее огромные уши но тоже подняты вверх
А эта плетется за верблюдами Эти петроглифы из Узбекистана
Это киммерийцы 6в до н э Считают. что они первоначально жили в Крыму и на Кубани. Однако такие шапки также характерны для древнего Хорезма.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 73
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.07 10:05. Заголовок: Чего то с новой прог..


Чего то с новой программой закачки у меня рисунки огромные получились. как не уменьшала

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 77
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.07 15:02. Заголовок: Вот еще несколько со..


Вот еще несколько собачих картинок
Это хетты скажем так- юг Черного моря. (Малая Азия) 2 тысячилетие до н.э.

Это Мелида -там же, но ближе к Армении, в горах. После вытеснения хеттов "народами моря" 1 тысячелетие до н э

А это уже Италия 1 в до н э античная гемма. Сердолик.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.07 19:37. Заголовок: булгар-ит пишет: Де..


булгар-ит пишет:

 цитата:
Действительно, тибетский дог--условно.У собак на рисунках стоячие уши!


Скажем так, стоячие уши у тибетского дога далеко не последняя точка над "i" в его стандарте.
Я эту тему прорабатывала, кажется, в 2003 году. Потом, если будет к этим ушам интерес, тему можно открыть отдельную.
Кроме того, по одним ушам не определяется (даже условно) тип ибетского дога.

Легенда о собачьем пае.
«Прежде солома хлеба была покрыта колосом от вершины до корня. Одна женщина коркой хлеба выгребла извержение ребенка и бросила его на улицу. Это увидел бог и рассердился на людей. Он начал с соломы снимать колосья. Лежавшая собака увидела это и попросила бога оставить ее долю. Тогда бог оставил часть колоса на конце соломы. Буряты говорят, что нынешний хлеб это собачий пай, оставленный богом. Поэтому считается грехом жалеть хлеба для собаки».
Легенда о создании людей.
«Прежде была одна вода, а земли не было. Три бурхана, – Шибэгэни-бурхан, Мадари-бурхан и Эсэгэ-бурхан, все трое хотели сотворить землю. После этого создали человека. Тело создали из красной глины, кости из камня и кровь из воды. Таким образом, слепили двух человек: мужчину и женщину… Шибэгэни-бурхан остался на земле и оживил сделанных двух человек, которым сотворил караульную собаку. Первых людей бурханы создали с шерстью, чтобы они не мерзли; собаку сотворили без шерсти. Затем Шибэгэни-бурхан поднялся на небо, а два человека спали; собака караулила их. В это время пришел Шитхыр. Собака стала на него лаять и не допускала его к спящим. Тогда Шитхыр говорит собаке: «Ты не лай на меня! Я тебе дам поесть, да еще выращу шерсть на тебе, как на людях. Ты не будешь мерзнуть». Собака согласилась на предложение Шитхыра и не стала лаять. Тогда Шитхыр накормил собаку и плюнул на нее, отчего у собаки выросла шерсть. Поэтому ныне буряты говорят, что шерсть у собаки нечиста.
Шитхыр подошел к спящим людям и плюнул на них со всех сторон, а сам ушел. Шибэгэни-бурхан спустился с неба на землю и приходит к людям; видит, спящие люди оплеваны Шитхыром, а собака стоит в шерсти. Тогда Шибэгэни-бурхан сильно рассердился на собаку и проклял ее: «Ты всегда будешь ненасытной. Будешь грызть кости от холода и есть человеческие испражнения от голода. Люди будут тебя бить!». После этого Шибэгэни-бурхан оплеванную шерсть на людях гладко выбрил и только оставил на голове, где шерсть не была оплевана Шитхыром. Вот каким образом первые люди лишились шерсти».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.07 19:44. Заголовок: булгар-ит пишет: Де..


булгар-ит пишет:

 цитата:
Действительно, тибетский дог--условно.У собак на рисунках стоячие уши!


Скажем так, стоячие уши у тибетского дога далеко не последняя точка над "i" в его стандарте.
Я эту тему прорабатывала, кажется, в 2003 году. Потом, если будет к этим ушам интерес, тему можно открыть отдельную.
Кроме того, по одним ушам не определяется (даже условно) тип ибетского дога.

Легенда о собачьем пае.
«Прежде солома хлеба была покрыта колосом от вершины до корня. Одна женщина коркой хлеба выгребла извержение ребенка и бросила его на улицу. Это увидел бог и рассердился на людей. Он начал с соломы снимать колосья. Лежавшая собака увидела это и попросила бога оставить ее долю. Тогда бог оставил часть колоса на конце соломы. Буряты говорят, что нынешний хлеб это собачий пай, оставленный богом. Поэтому считается грехом жалеть хлеба для собаки».
Легенда о создании людей.
«Прежде была одна вода, а земли не было. Три бурхана, – Шибэгэни-бурхан, Мадари-бурхан и Эсэгэ-бурхан, все трое хотели сотворить землю. После этого создали человека. Тело создали из красной глины, кости из камня и кровь из воды. Таким образом, слепили двух человек: мужчину и женщину… Шибэгэни-бурхан остался на земле и оживил сделанных двух человек, которым сотворил караульную собаку. Первых людей бурханы создали с шерстью, чтобы они не мерзли; собаку сотворили без шерсти. Затем Шибэгэни-бурхан поднялся на небо, а два человека спали; собака караулила их. В это время пришел Шитхыр. Собака стала на него лаять и не допускала его к спящим. Тогда Шитхыр говорит собаке: «Ты не лай на меня! Я тебе дам поесть, да еще выращу шерсть на тебе, как на людях. Ты не будешь мерзнуть». Собака согласилась на предложение Шитхыра и не стала лаять. Тогда Шитхыр накормил собаку и плюнул на нее, отчего у собаки выросла шерсть. Поэтому ныне буряты говорят, что шерсть у собаки нечиста.
Шитхыр подошел к спящим людям и плюнул на них со всех сторон, а сам ушел. Шибэгэни-бурхан спустился с неба на землю и приходит к людям; видит, спящие люди оплеваны Шитхыром, а собака стоит в шерсти. Тогда Шибэгэни-бурхан сильно рассердился на собаку и проклял ее: «Ты всегда будешь ненасытной. Будешь грызть кости от холода и есть человеческие испражнения от голода. Люди будут тебя бить!». После этого Шибэгэни-бурхан оплеванную шерсть на людях гладко выбрил и только оставил на голове, где шерсть не была оплевана Шитхыром. Вот каким образом первые люди лишились шерсти».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.07 23:01. Заголовок: Все этнографические ..


Все этнографические исследования указывают, что, в основном, у бурят были только дворовые собаки, попросту дворняжки. Эти исследования находят свое подтверждение у лингвистов, объединивших все значения слов бурятского языка в бурятско-русском словаре, в котором понятия о собаке находится в трех словах: нохой-собака, гулгэ-щенок, хотошо-дворняжка.[14]
В работе Дамбы Жаргалова «Сказания об охотах облавных» очень подробно расписаны этнографические обычаи и способы традиционных бурятских облавных охот на дикого зверя, в которых собаки вообще не участвовали, и как полноправные фигуранты, и случайно.
В современном лексическом выражении у бурят очень редко используется старинное слово хореошо (так иногда, и до сих пор называют своих собак выходцы из Монголии), от слова хореучи, курилчи (древнемонг.), то есть охранитель, оградитель, в смысловом значении охранник. В русском языке есть слова караул, караульный, на казацком диалекте курень(охраняемое поселение), этимология которых восходит к курилчи, хореучи,, хорешо, т.е.охранник, сторож..


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.07 23:05. Заголовок: Для сравнения: в тиб..


Для сравнения: в тибетском словаре о собаках написано четыре с половиной страницы, в которых есть и описание этих собак, и сравнительные характеристики, и название пород, и специализация этих собак. Это говорит о том, что у тибетцев собаки всегда занимали важное место в жизни и далеко не последнее, поэтому собаководство, как таковое, было для них традиционным занятием испокон веков.
В монгольском словаре слово нохой – собака имеет 138 (!) значений, в которых присутствуют такие важные, как-то: питомник, собаковод, смотритель собак, обучающий собак, травильщик (фигурант), обучающий по следу. Величайшее искусство дрессуры монгольских «канючи» (инструкторов-дрессировщиков) в наше время даже сравнить не с чем, и не с кем. В описанных Марко Поло облавных охотах монголов принимали участие тысячи собак! Даже представить страшно, как могли управлять таким немыслимым количеством собак! Собаководство у монголов когда-то было высоко развито, причем настолько длительное время, что язык сохранил память об этом. Этому нет аналогов ни в одной стране мира, ни в какое историческое время. По иронии судьбы принято считать, что Европа – это цивилизация, но Азия – отсталый континент. Но, как ни странно, ПОЧТА к нам пришла от Чингисхана, наилучшее военное устройство армии, искусство военной стратегии и тактики – от Чингисхана, самое безопасное, и экономически выгодное устройство колонизации (управление колониями) пришло от Чингисхана. Полагаю, собаководство и величайшее искусство дрессуры было создано племенами и народами, населяющими Великую Степь, задолго до Чингисхана. И этому есть немало свидетельств, сохранившихся на земле Монголии.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 513
Откуда: Uzbekistan, Tashkent
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.11.07 00:08. Заголовок: Ну очень интересно..


Ну очень интересно! И поспорить хочеться, да литературного вдохновения не дождусь от себя. Буду читать дальше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 20
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.11.07 14:20. Заголовок: tosh , от прям не до..


tosh , от прям не добавь ничо на драку-собаку! У меня ведь другой текст был, а я в последний момент взяла и ввернула моментики, а вдруг никто не читает? Зря старалась.
Ладно, едем дальше. Но это уже не сакральность, но история, опять-таки, без нее, - ну, никак!

Кое-что о монгольских овчарках удалось найти в охотничьих изданиях начала прошлого столетия.
«Вообще сибирские собаки очень злы и сильны, особенно настоящей монгольской породы, или, как здесь говорят, мунгальской. (Здесь жителей Китая, по ту сторону рек Аргуни и Онона, вообще называют мунгалами.) Собаки монгольской породы чрезвычайно рослы, сильны и косматы; они бывают обыкновенно черные, напоминают водолазов (ньюфаундлендов). Многие из них в одиночку нападают на волков и давят их без затруднения».
(А.А.Черкасов «Записки охотника Восточной Сибири».М,Ф-ра и спорт,1990.)
В XIX веке господин Сулима «грамоте обучен», посланный для исследования охотничьих угодий в Сибири, сообщал, что «…собаководства у бурят не наблюдаетца», и «не во всяком дому (юрте) есть собаки», добавляя при этом, что «с юга мунгольцам (монгольским пастухам) помогали пригонять скот большие черные собаки, а к северу у тунгусов (эвенков) помалу (иногда) видели малых собак разнага цвету (вероятно, лаек), которые помогали туземцам добывать лесного зверя».[15]
Югом у бурят обозначается их прародина - и Монголия, и Тибет, и страна богов, и Гималаи. Старики в Бурятии помнят этих больших черных собак, однозначно говоря, что они монгольские, некоторые, правда, называли их тибетскими, но они были очень редкими. Ученые Бурятии подтверждают то же самое. Заниматься разведением или, как сейчас говорят, селекцией собак – никогда не было традицией у бурят, и тому были причины, как этнографического, так и религиозного характера.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 88
Откуда: Россия, Краснодар
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.07 14:49. Заголовок: Гал.Ник.Яв. пишет: ..


Гал.Ник.Яв. пишет:

 цитата:
Собаки монгольской породы чрезвычайно рослы, сильны и косматы; они бывают обыкновенно черные,


Гал Ник, я у вас или у кого другого прочитала, что в экспедиции Рериха была подобная собака, и там фота с ней есть. Особенно понравился эпизод, когда все селение бежало в ужасе при виде оной
Приведенный ниже эпизод собственно к собакам не относится, но косвенно.. думающему челку думаю много скажет
На нескольких петроглифах, обнаруженных в долине реки Шахимардан(Узбекистан, район Ферганы) изображены сцены защиты стада домашних коз от нападавшего на них барса. 1 тысячелетие до н э. Изображены козы, барс, и люди. В руках пастуха поднятая палка. Защита стада от такого крупного хищника как барс, человеком, имеющим на вооружении одну только палку, может показаться нашим современникам маловероятным. Однако.. В справочнике, выпущенном Афганским королевским посольством в Лондоне, сообщается, что зимой тигры(барсы) спускаются с гор и нападают на домашних животных- овец. Чабаны народа калати бьют и прогоняют этих хищников палкой. Аналогичные примерно факты рассказывали туристы-ученые и преподаватели из республики Мали. У них в области саванн чабан вооружен только палкой "Пастух, сказали они посчитает для себя позором пасти скот с ружьем. Это будет служить признаком, что он трус. Он будет бить его палкой, пока не прогонит льва. " И ни каких сведений о стае собак дружно кидающихся на защиту.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1486
Откуда: Калуга
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.07 14:55. Заголовок: Gloria пишет: Искал..


Gloria пишет:

 цитата:
Искала в книгах фотку египетской богини с головой собаки- увы



Может имеется ввиду Анубис... Только он бог, а не богиня.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.07 16:58. Заголовок: Кажется в "Аквар..


Кажется в "Аквариуме" Виктора Суворова есть эпизод про веснушчатого солдатика, который так орудовал маленькой саперной лопаткой, что спецназовцы отдыхали.
Я немного слышала краем уха, но не помню точно, у меня сын занимался восточными единоборставами и готовился однажды к каким-то спаррингам по "горской борьбе" (за точность названия не отвечаю), типа этот способ с палкой что-ли. Возможно, те чабаны были подготовленные этим или каким-то еще способом борьбы с барсами, потому что просто так немыслимо даже теороетически представить победу человека против барса. Я думаю, дело в том, что Шаолиньские дела и ниндзи всякие стали известны благодаря кинопрокату, но у каждого народа всегда были свои вековые способы национальной борьбы без всякого оружия.
А случай с тибетской собакой Тумбалом из экспедиции Рериха у меня тоже есть, я его вставляла в свою работу, он взят из материалов Рериха-сына.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.07 17:02. Заголовок: Балтек Гайрат , Ануб..


Балтек Гайрат , Анубис был, но была еще богиня Геката.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 118 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 36
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет